МИЭТ

Национальный
исследовательский
университет

Орден трудового красного знамени
Рейтинг QS
Интервью с директором колледжа «Электроники и информатики» МИЭТ Л.И.Матына 01.03.2010

Интервью с директором колледжа «Электроники и информатики» МИЭТ Л.И.Матына

Прослушать:

Бакалавриат или среднее профессиональное — для предприятий или платно

— Колледж реализует программы первого уровня, интегрированные в систему обучения МИЭТ. То есть подразумевается, что ученик, приходя в колледж, продолжит обучение в ВУЗе дальше?

— Да, это и есть особенность обучения в нашем колледже. Колледж существует в МИЭТе на правах факультета — это такой же факультет института, как и все остальные. При этом он реализует программы среднего профессионального образования, это было заложено изначально, когда колледж создавался. Историю его я уже не один раз рассказывала. В 2001 году ОАО «Ангстрем» и концерн «Российская электроника» обратились к руководству МИЭТ с просьбой организовать подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, в которых остро нуждалась промышленность. И был создан колледж «Электроники и информатики».

— Он тогда назывался «Колледж российской электроники»?

— Да, было такое громкое название, поскольку на тот момент он отвечал потребностям концерна «Российская электроника». Позже к проекту присоединилось еще несколько предприятий — ОАО «Элма», НИИ Точного машиностроения и ОАО «НИИМЭ и Микрон». Произошла трансформация названия, колледж стал называться «Колледж электроники и информатики». Кроме подготовки уровня среднего профессионального образования мы в последние годы стали готовить специалистов с высшим профессиональным образованием уровня бакалавриата. Это требование сегодняшнего дня, требование предприятий, которые занимаются высокими технологиями, и требование самих наших студентов. Потому что интегрированная система подразумевала следующее — студенты обучались по программе среднего профессионального образования и одновременно работали на предприятиях.

— Расскажите подробнее о двух специальностях, по которым колледж ведет обучение.

— Первоначально у нас была специальность «Микроэлектроника и твердотельная электроника», по которой мы продолжаем готовить студентов и сейчас. Это специальность уровня среднего профессионального образования. А два года назад мы начали принимать студентов и на программу бакалавриата по направлению «Электроника и микроэлектроника», по ней мы даем уже высшее профессиональное образование. По этим программам мы готовим студентов только по заявкам от предприятий — это обязательное условие.

По второй специальности — «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» — мы готовим специалистов уровня среднего профессионального образования. А с прошлого года мы открыли также обучение по направлению бакалавриата «Информатика и вычислительная техника». По этим программам трудоустройства не требуется, но ребята оплачивают обучение самостоятельно. К сожалению, у нас нет бюджетных мест, обучение оплачивает либо предприятие, либо сами студенты.

— Сколько стоит обучение?

— Сегодня обучение уровня среднего профессионального образования стоит 24500 рублей в семестр, а обучение по программе бакалавриата 32500 рублей.

— Значит, фактически вы принимаете всех абитуриентов по заявкам с предприятий, и всех, кто захочет обучаться за плату? Какой был набор в прошлом году?

— Да, конкурса у нас нет. В прошлом году мы набрали около сорока человек. Дело в том, что обучение в колледже дает ребятам очень хороший уровень подготовки. У нас ведут занятия преподаватели МИЭТа, в колледже полностью работает профессорско-преподавательский состав МИЭТа. И мы еще приглашаем для чтения лекций, ведения занятий лучших специалистов отрасли. Поэтому ребята имеют возможность получить очень хорошие знания.

— Вы принимаете девятиклассников?

— Нет, речь не идет о девятиклассниках, в колледж принимаются только абитуриенты, имеющие среднее полное общее образование, то есть мы принимаем одиннадцатиклассников. Хотя в этом году у нас очень много звонков от родителей девятиклассников.

— Наверно, потому что колледж — это, как правило, для девятиклассников.

— Колледжи бывают разные. Мы ориентируемся на высшую школу.

— Значит одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ в школе и потом приходят в колледж?

— Да. В прошлом году так было, и в этом году вступительные экзамены будут приниматься в форме ЕГЭ. Выпускники сдают его в школе и приносят нам сертификаты. В прошлом году были конкретные даты, во время которых выпускники прошлых лет могли сдать ЕГЭ в МИЭТе во время приемной кампании.

— Какие экзамены у вас будут в этом году?

— Ребята, которые поступают на направления бакалавриата, сдают нам сертификаты по русскому языку, математике и физике. Для тех, кто поступает на специальности среднего профессионального образования, в прошлом году из трех ЕГЭ можно было выбрать два: обязателен русский язык; математика или физика; при поступлении на «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерной сети» — математика или информатика. К сожалению, по среднему профессиональному образованию мы еще не имеем инструкций приёма на этот год, они будут немножко попозже.

Среднее профессиональное образование с продолжением: 40% отсеивается, 90% оставшихся переходит на высшее

— Итак, при получении среднего профессионального образования ваши студенты параллельно работают и обучаются?

— Да. Учеба продолжается три года, и после окончания колледжа они получают диплом техника и продолжают учебу в МИЭТ уже по программе высшего профессионального образования в сокращенные сроки — в течение трех с половиной лет. И получают второй диплом, диплом специалиста. У нас уже много ребят завершили обучение по второй ступени, получив высшее профессиональное образование.

— Какая доля таких студентов переходит на вторую ступень?

— Наверное, процентов 90.

— На странице колледжа на сайте МИЭТ есть такие цифры: «В настоящее время колледж закончило более 200 человек, 176 из них продолжили обучение в высшей школе, 19 человек получили дипломы о высшем профессиональном образовании». Почему так мало — 19?

— Это уже старые цифры. Колледж создавался в 2001 году, первый выпуск был в 2004 году — сейчас прошло три выпуска по высшему образованию. Неделю назад состоялся очередной выпуск, закончили 32 человека. Студенты учатся три с половиной года, поэтому выпуск у нас в феврале.

— А какие правила для продолжения обучения в МИЭТ?

— Переход после колледжа на обучение по программе бакалавриата происходит по результатам внутренних испытаний, которые проводятся в МИЭТе. Студенты, которые уже выучились у нас и получили диплом техника, достаточно хорошо подготовлены, для них не представляет никакой сложности пройти контрольные мероприятия — внутренние тестирования одновременно по физике и математике, такой комбинированный тест. Это очень хорошее решение, оно опробовано у нас в прошлом году.

— Значит в колледже большинство нацелено именно на высшее образование?

— Да. Причем некоторые получили уже два высших образования в МИЭТе, один молодой человек у нас сейчас поступает в аспирантуру. Но у нас очень большой отсев, за время учебы мы теряем от первоначально зачисленных, наверное, 40 процентов.

— Почему — тяжело учиться?

— Очень тяжело совмещать учебу и работу. Не все выдерживают, некоторые разочаровываются в выбранной специальности, профессии. Это естественный процесс, но зато те ребята, которые проходят путь до конца и получают уже второй диплом, диплом специалиста — они востребованы. И техники наши востребованы, и завершающие высшее образование ребята очень востребованы на предприятиях, потому что имеют очень большой опыт работы на производстве.

Учёба для работы или работа ради учебы

— Как предприятия находят или подбирают себе студентов, которым они дадут направление в колледж?

— Во время приемной кампании мы очень тесно сотрудничаем с предприятиями, в первую очередь, мы принимаем их сотрудников. Например, предприятие направляет на учебу к нам тех, кто уже работает.

— Во время получения высшего образования студенты продолжают работать, получают его как вечернее или это происходит как-то иначе?

— Они продолжают работать на предприятии. А у нас учатся на дневной форме, поэтому, если они работают на смене на предприятии, мы подстраиваем свой учебный процесс под рабочие смены. Это происходит и во время учебы в колледже и во время учебы в МИЭТе.

— Студенты колледжа получают заработную плату на своих рабочих местах?

— Да, работая на предприятиях, ребята получают зарплату, они продвигаются по служебной лестнице, идут от разряда к разряду, и соответственно, заработная плата у них меняется.

— А те, кто платят за себя сами — они работают?

— На первом курсе, как правило, оплачивают учебу родители, а уже в дальнейшем ребята, конечно, стараются найти работу, чтобы помочь родителям платить за учебу. У нас есть в институте отдел практики и трудоустройства студентов, они обращаются туда и какие-то предложения получают.

— Есть ли среди «платников» те, кто сами оплачивают свое обучение и работают?

— К сожалению, это небольшой процент. Дело в том, что они учатся по очной форме, а работодателей не всегда устраивает такой режим. В дневное время они должны находиться в аудиториях, а не на рабочем месте. Поэтому здесь возникают сложности.

— Те специалисты, которые выпускаются вами и идут работать, на какую примерно заработную плату могут рассчитывать?

— Мне трудно сказать, это зависит от занимаемой должности, от места работы. Наверно, речь идет о 20 тысячах рублей в качестве начальной ставки.

Работа с работодателями: «Микрон», «Ангстрем» и… «Биннофарм»?

— Лариса Ивановна, в декабре 2009 года вы также стали директором появившегося Института развития профессионального партнерства и образования МИЭТ. Чем он будет заниматься?

— Да, ректор подписал приказ 31 декабря. Это новое подразделение в институте, и в него, как структурная составляющая, отошел отдел практики и трудоустройства студентов. Конечно, мы будем оптимизировать работу в направлении трудоустройства и установления тесных связей с работодателями. В свете последних приказов, Закона об образовании работодателям отводится очень большая роль в формировании учебных планов и вообще во влиянии на учебные процессы образовательных учреждений, потому что сейчас самым главным для выпускников становится компетенция. Их востребованность как специалистов будут определять не те предметы, которые были пройдены во время учебы в институте, а компетенции, которые они приобрели, и которые от них требует работодатель. Поэтому мы должны развивать наш учебный процесс в тесном контакте с работодателями, реагировать очень быстро на изменяющиеся потребности рынка труда, на требования к знания, которыми нужно обеспечить наших студентов во время учебы, чтобы у них не было длительного периода адаптации к современному производству. Вот такие задачи перед нами стоят.

— Можете привести примеры сотрудничества с московскими, зеленоградскими работодателями?

— Конечно, в первую очередь, мы должны удовлетворять потребности зеленоградских предприятий, с ними у нас традиционные связи, очень тесные контакты. Основные предприятия — это «Микрон», «Ангстрем», НИИ Точного машиностроения, в последнее время в нашем городе появился «Бинофарм».

— «Биннофарм» уже планирует набирать ребят? Но это ведь биомедицинское производство, технологии там совсем другие?

— Это сложное производство, но там есть и специализированное оборудование, а у нас готовят специалистов, которые способны его обслуживать. Поэтому какие-то точки соприкосновения могут быть.

— К этой осени или к лету такие возможности уже могут появиться для тех, кто будет поступать?

— У нас пока нет окончательной совместной договоренности. Я думаю, что мы будем полезны друг другу: и МИЭТ «Бинофарму» и «Бинофарм» нам. Надеюсь, что такие отношения сложатся.

Из других новшеств — мы будем расширять целевой набор студентов, принимать студентов на бюджетные места.

Целевой бюджетный набор: как «вписаться» школьнику?

— У вас будут бюджетные места?

— Целевой набор — это внеконкурсный набор в институт (может быть, в том числе и в колледж) по заявкам от государственных органов власти или органов местного самоуправления. Принимаются на бюджетные места ребята по направлению от государственных органов власти.

— Такой опыт вообще был в практике?

— Незначительный, но мы хотим расширять его. Кроме базовых знаний по специальностям, на которых их направили, эти студенты могут получить и дополнительные знания, пройдя специальные курсы. То есть мы будем выстраивать индивидуальные траектории обучения для таких ребят в зависимости от того, какие знания предположительно потребуются им после окончания ими учебного заведения.

— Как выпускники школ могут попасть в этот целевой набор? К кому обратиться?

— Выпускники школ сначала обращаются к директору школы c просьбой о ходатайстве перед органами государственной власти или органами местного самоуправления. Директор школы оценивает возможности ребят и обращается в органы власти с ходатайством о том, чтобы данный абитуриент участвовал в целевом наборе. В органах власти имеются сведения о том, в каких специалистах нуждается город или район, и под этих специалистов запрашиваются целевые места.

— Это не обязательно будут специалисты для будущей работы, например, в муниципалитете — это могут быть просто специалисты рабочей специальности?

— Да, таким образом город в лице властей заказывает некоторое количество мест в целевом наборе под конкретные специальности.

— Видимо, во всем этом еще должен быть задействован Центр занятости?

— Именно он подает данные об этих потребностях города. В этом году мы планируем осуществить такой целевой набор в МИЭТ. Причем сейчас к нам поступают заявки даже из других городов страны. Вот сейчас мы из Башкортостана получили заявку на трех специалистов с просьбой зарезервировать места в целевом наборе под трех специалистов.

— А наши городские структуры ведут пока себя менее активно?

— Мы тоже работаем с городскими структурами. Так как мы расположены близко, то надеюсь, что с ними тоже будут заключены соответствующие соглашения для проведения целевого набора.

— С точки зрения школьника, мне кажется, это довольно сложная схема — надо проявить инициативу, самому решить при окончании школы, что ты идешь именно этим путем, обратиться к директору за ходатайством, понравиться органам государственной власти или будущему работодателю — пройти все эти ступени…

— Здесь не так много ступеней, но здесь есть достаточно много плюсов. Во-первых, целевой набор — это внеконкурсный набор. Во-вторых, участник целевого набора имеет гарантию трудоустройства после окончания учебного заведения. То есть, это такая интересная форма подготовки специалистов.

Дни открытых дверей и экскурсии для школьников

— Весной вы будете проводить Дни открытых дверей. Расскажите немного о том, когда они будут.

— Сейчас мы очень часто проводим Дни открытых дверей — последний из них состоялся в МИЭТе 9 февраля. И традиционный День открытых дверей у нас проводится в последнее воскресенье марта. Надо следить за новостями на сайте МИЭТа, потому что, может быть, будет еще одна встреча еще до марта. Мы сейчас очень плотно работаем с абитуриентами, со школьниками, и если возникнет необходимость, то такое мероприятие будет проведено. Кроме того, сейчас у нас регулярно проводятся экскурсии для школьников.

— Вы тоже участвуете программе экскурсий для школьников по МИЭТу?

— Да. Запланировано огромное количество экскурсий — если я не ошибаюсь, 89. И уже около 30 проведено в этом году, с января по март. Многие школьники, еще обучаясь в школе, уже сейчас с большим интересом посещают наш институт и знакомятся с кафедрами, с кружками, в которых можно заниматься. Не только колледж, но и все факультеты МИЭТа участвуют в проведении экскурсий, знакомят ребят с жизнью института, с подразделениями.

— Такие же экскурсии проводятся сейчас и на «Микроне», и на других производственных предприятиях…

— Предприятия проводят такие экскурсии для того, чтобы привлечь сотрудников и предложить им, в частности, вариант получения образования через учебу в нашем колледже. Это очень интересно, такая форма подготовки специалистов полностью себя оправдывает. И я горжусь своими выпускниками, они — молодцы.

Елена Панасенко / Zelenograd.ru, 01.03.2010